Прохождение профессионального и психологического тестирования
Вполне вероятно, что перед принятием окончательного решения (или даже перед приглашением на интервью), работодатель захочет подвергнуть Вас тестированию. Иногда предложение работодателя пройти тестирование вызывает у кандидатов реакцию от легкого недоумения до ярко выраженного возмущения. Необходимо понимать, что (за редким исключением) применение тестов имеет конкретные цели:
1.Нивелирование негативных факторов - со стороны работодателя собеседование проводят люди со своими психологическими особенностями восприятия:
-эффект первого впечатления
-положительная/отрицательная установка
-умаление достоинств, гиперболизация недостатков кандидата
-приписывание кандидату личных положительных/отрицательных качеств
2.Выбор наиболее подходящего кандидата - тесты наиболее объективно показывают наличие у кандидата качеств, необходимых для конкретной должности.
3.Выявление потенциальных возможностей кандидата, определение его роли в команде, прогнозирование перспективы роста и т.д.
Как правило, тестирование проводят специалисты, психологи либо работники, прошедшие специальную подготовку.
Для каждой вакансии составляется свой комплект (батарея) тестов, например:
üБухгалтер должен быть ответственным, внимательным, уметь работать с большими объемами информации, обладать хорошей памятью на цифры, высокой помехоустойчивостью и работоспособностью. Учитывая, что в бухгалтерии работают преимущественно представительницы слабого пола, обращается внимание на умение бесконфликтно существовать в женском коллективе. Следовательно, бухгалтеру могут предложить пройти тесты на внимание, память, интеллектуальные тесты, а также на личностную совместимость и степень конфликтности.
üДизайнеру необходимо иметь пространственное мышление, уметь решать творческие задачи и создавать оригинальные идеи, иметь богатое воображение, уметь плодотворно и самостоятельно работать, выносить авралы и гибко подходить к требованиям клиентов. Скорее всего, работодатель приготовит для него тесты на определение типа мышления, воображение, кейсы для решения, а также попросит продемонстрировать свои работы.
Владение компьютерными программами проверяется на практике. Кандидату предлагают выполнить задание на ПК и по результатам делается заключение об уровне владения данной программой.
Проверка знаний английского языка:
Обычно кандидат сам определяет свой уровень знания английского языка, но необходимо уточнить, что он подразумевает под такими понятиями, как
-fluent (свободный),
-good (хороший),
-conversational (разговорный),
-average (средний),
-passive (пассивный),
-technical (технический)
-basic (базовый).
Если представитель работодателя уверенно владеет английским языком, то он может оценить уровень в ходе телефонного или личного интервью, предварительно заручившись согласием кандидата. На что обращается внимание во время беседы на иностранном языке:
-Охотно ли, бегло ли говорит кандидат либо это требует от него напряженных усилий
-Богатство/бедность лексики
-Грамматику
-Понимание сказанного собеседником
-Богатство либо монотонность интонаций
-Акцент/произношение
Показательной бывает реакция на вопрос «Пройдете ли Вы интервью с экспатом?» Человек представляет себя беседующим с иностранцем и порой меняет самооценку, озвученную ранее.
Иногда пользуются шкалой оценки по 10-балльной системе: 0 – незнание языка, 10 – уровень носителя языка.
Если в силу требований необходимо проверить навыки письма/перевода, можно воспользоваться специальными тестами, предложить перевести текст и т.п.
Если кандидат не более года назад сдавал официальные экзамены:
- language
üIELTS (International English Language Tasting System) - результат оценивается по 4-м разделам назначаются баллы от 1 до 9, затем выводится средний балл
Интеллектуальные тесты считаются довольно сложными и могут состоять из десятков и даже сотен заданий.
Могут применяться как тесты общего интеллекта, так и специальные, например:
ØДля преподавателей, переводчиков, секретарей важно обладать развитым вербальным интеллектом
ØКоммерческий директор, маркетолог должны иметь высокий уровень аналитического мышления
ØУ дизайнера должно быть пространственное мышление и умение решать нестандартные творческие вопросы
Результатом теста является подсчет правильных ответов и вычисление среднего балла – значение IQ (Intelligence quotient – коэффициент интеллекта). Считается, что средним показателем является результат в 100 баллов, а более высокие или низкие результаты соответствуют боле высокому или более низкому уровню развития.
Результаты тестов на интеллект несколько необъективны, поскольку соискатель в этот момент находится в неблагоприятном психологическом состоянии, в результате отбираются не столько интеллектуалы, сколько люди, способные в любом состоянии оставаться спокойными, даже безразличными.
Некоторые ученые считают, что такие тесты на 90% дают оценку не столько интеллекту, сколько математическим, логическим способностям и скорости реакции. Действительно, людей с высоким показателем IQ можно встретить в различных областях деятельности (уборщики помещений, библиотекари, таксисты, медицинские работники, учителя т.п.).
А вот многие «гиганты мысли» гуманитарной, философской ориентации (в числе которых встречаются и нобелевские лауреаты) такой тест нередко проходят с очень низкими значениями – нестандартность творческого мышления способно ухудшить показатели тестирования.
Полиграф (детектор лжи) – прибор, измеряющий давление, пульс, влажность кожных покровов, частоту дыхания и другие физиологические показатели. Это исследование является довольно серьезным инструментом для проверки личности и возможно только после подписания добровольного согласия на проведение данной процедуры.
В основном на полиграфе проверяют лишь самую необходимую информацию:
üсклонность к употреблению алкоголя, наркотиков и т.п.
üналичие серьезных заболеваний, которые могут помешать успешному выполнению работы
üсклонность к незаконным действиям с целью обогащения (взяточничество, шантаж, раскрытие коммерческой тайны компании и пр.)
üналичие потенциально опасных контактов для компании (например, тесные связи с компаниями-конкурентами)
üнекоторые личностные особенности
üналичие ранее полученных судимостей и совершение в прошлом противоправных действий
üистинная причина поиска работы
üмотивация к работе на данной должности в данной компании
Assessment Center (АС) - многоуровневая система отбора кандидатов на должность, построенная на определенных ситуациях. Прототип AC был разработан еще в 20-е годы в Германии для отбора кандидатов в высшие военные училища. В США в 50-е годы возникло множество его различных форм, которые затем быстро распространились по всему миру.
АС может иметь другие названия:
v Ассессмент-центр
v Центр Оценки специалистов
v Отборочный семинар
v Аттестационный семинар
v Квалификационный семинар
v День знакомства
v Информационный и отборочный этапы
Для объективной оценки разрабатывается профиль требований к вакансии и с помощью АС проверяются различные качества претендента на вакансию:
- Профессиональные навыки
- Логическое мышление
- Мотивация к достижению результата
- Стремление к лидерству
- Способность работать в команде
- Общительность, умение поддерживать контакт
- Выносливость
- Стрессоустойчивость
- Гибкость
- Открытость и др.
Участниками АС являются:
üВедущий, который дает указания и рекомендации по ходу процесса
üНаблюдатели (сотрудники службы персонала, будущие руководители, внешние консультанты), которые следят за действиями и реакциями соискателей
üСоискатели (6-12 чел.)
Наблюдатели на протяжении всего процесса держат в поле зрения всех участников и придерживаются нейтральной позиции без индивидуальных предпочтений, записывают только факты, оценка – после игры. Их основная задача – вывести максимально нейтральную оценку, сосредоточившись на одном-двух соискателях. Периодически наблюдатели меняются местами.
Упражнения АС моделируют стандартные рабочие ситуации, предлагаются разные виды заданий:
- Психологический тест
- Групповая дискуссия
- Презентация
- Ролевая игра
- Решение кейса
Почти все задания АС представляют собой психологические тесты, в основе которых лежат научные методики, опробованные на практике для получения наиболее точных результатов.
По окончании процедуры наблюдатели выносят заключение. Для АС характерно, что наблюдатели сообща принимают решение, которое является объективным.
Можно ли обмануть тесты?
Различные профессиональные опросники хоть и снабжены шкалой достоверности, но достаточно уязвимы, поскольку всегда есть возможность понять суть теста и давать социально ожидаемые ответы.
Труднее всего обмануть проективные методики и полиграф.
Практически невозможно слукавить при графологическом анализе, поскольку это довольно обширное исследование особенностей почерка по множеству признаков, характеризующих человека (наряду с отпечатками пальцев, радужкой глаз, строением ушной раковины и т.п.) как уникальную в своем роде личность.
Несмотря на то, что всех в школе одинаково учат правильно выводить буквы, со временем школьная однотипность исчезает и почерк приобретает беглость и особенности. Не имеет значения, пишет ли человек правой или левой рукой, пальцами ног или держа ручку зубами, так как почерк связан с активной психомоторной деятельностью мозга. Подделать почерк вполне реально, но опытный эксперт всегда установит подделку.
Существуют различные способы обмануть любую психологическую методику[1], но рано или поздно тайное становится явным. Даже если Вам удалось обмануть тесты и Вы получили желаемую должность, справитесь ли Вы с обязанностями, если в действительности не обладаете необходимыми для выполнения этой работы качествами?
Можно ли отказаться от тестирования?
Тестирование проводится на добровольной основе и, безусловно, от него можно отказаться.
Но подумайте о том, как отразятся последствия отказа на получении потенциальной работы. И к тому же, всегда интересно проверить свои силы и приобрести новый опыт.
Подготовка к прохождению тестирования
В любом случае к тестированию следует тщательно подготовиться, чтобы узнать свои возможности и показать максимально хорошие личные результаты. Для этого желательно потренироваться.
Сейчас многие компании используют собственные разработанные тесты, но по своей структуре и преподнесению вопросов они не слишком отличаются от классических методик. Кроме того, постарайтесь отнестись к тестированию, как к норме, будьте уверены в своих силах.
Во время проведения тестирования старайтесь создать комфортные условия: сядьте удобно, возьмите с собой воду (при волнении хочется пить), внимательно слушайте инструкции, при необходимости задавайте вопросы. И помните: выше головы не прыгнешь, если задание для Вас слишком сложное, не паникуйте (возможно, что это задание никто не решит или оно не будет иметь решающего значения).