Данный метод исследования включает предоставление респондентам неоднозначных стимулов, реакция на которые интерпретируется исследователем с целью выявления базовых характеристик человека. Классический пример проективной методики — чернильный тест Роршаха, где респондентам предлагается описать бесформенные чернильные пятна. Анализ основывается на экспертной психологической интерпретации способа, которым респонденты описывают пятна, и предполагается, что это — показатель их преобладающего направления мышления.

Другая распространенная форма проективного анализа включает «тест на завершение предложения», где респонденту предлагается завершить ряд неоконченных предложений; эта техника применяется в контексте рекрутинга и отбора персонала, и часто как упражнение в ассессмент-центре.

Одним из наиболее известных примеров применения проективных методик в исследованиях менеджмента и организаций является исследование лидерства и потребности в достижении.

Основанное на экспериментальной психологии и психоаналитических взглядах Фрейда, оно включает стимулирование мотива достижения у группы субъектов. Респондентов просят написать короткие, пятиминутные истории, связанные с картинками, которые мелькали на экране в течение нескольких секунд. Картинки представляют разнообразие жизненных ситуаций, сконцентрированных вокруг работы. Если кто-то, составляя истории, последовательно использует идеи, связанные с личными достижениями, то он может оказаться человеком с «предубеждением», «озабоченностью» или «потребностью в достижении».

Это приводит к тому, что человек набирает баллы по шкале «потребности в достижении», контрольная точка отсчета в которой — это количество идей, связанных с достижением, в историях, написанных человек в нормальных условиях. Этот пример является хорошей иллюстрацией разнообразия проективных методик исследования.

Источник http://psyfactor.org/