Точечный рекрутинг
Точечный рекрутинг – самый короткий путь к идеальному кандидату
Написал Сергей Беляев
HR-менеджеры знают - на большинство вакансий нет недостатка желающих. Есть одна проблема – слишком мало резюме подходящих кандидатов. И совсем горе с идеальными кандидатами.
Рекрутеры не дадут соврать, во многих случаях размещение вакансии в интернет только усугубляет такую ситуацию: желающих, но неподходящих становится все больше, а количество идеальных не прибавляется. Знакомо?
Когда вы потратите массу своего драгоценного времени, просматривая горы резюме, вы убедитесь, как мало общего большинство кандидатов имеют с требованиями вашей вакансии. Что же делать?
Если ваша рекрутинговая стратегия базируется на привлечении активных соискателей работы – вы теряете контроль над процессом. Это пассивная концепция. Вы отдаетесь во власть случая и надежды, что искомый кандидат найдет вас сам. Однако у вас, как правило, всего 2-4 недели для закрытия вакансии и такая вероятность невелика.
«Точечный рекрутинг» дает вам контроль над процессом поиска идеальных кандидатов. Он включает в себя идентификацию, отбор и мотивацию кандидатов из числа наиболее подходящих. Разберем подробнее.
Недостаточно просто спросить себя «кто работает на аналогичных должностях в компаниях-конкурентах?», а затем пытаться вербовать этих людей. Потому что в таком случае вы также потратите массу времени на отсев неподходящих и беседы с немотивированными людьми.
В этом и проблема, что вам придется отсеивать каждого, перелопатить гору «человеческой руды», рискуя в конце концов так и не найти золотое зерно. У кого хватит на это терпения и времени?
Точечный рекрутинг дает вам возможность сэкономить свое время и сделать процесс подбора персонала более управляемым. Вы превращаете гору «пассивных» кандидатов в небольшой холмик. Вы выходите на охоту уже не с пистолетом, а со снайперской винтовкой.
Точечный рекрутинг предполагает более тщательный анализ рынка и изначально более точное определение целевых кандидатов, концентрацию на самых лучших. Вы начинаете с того же самого списка компаний-доноров, но фильтруете его более нещадно, фокусируясь на 5-7 самых-самых.
Попробуйте подойти к процессу отбора как инвестор, отбирающего лучшие ресурсы для своего проекта. Только вы инвестор другого рода, вы инвестируете свое время в поиск лучших человеческих ресурсов.
Итак, во-первых, вы берете список целевых компаний (как правило, конкурентов) и отфильтровываете его до списка наиболее целевых компаний. По каким критериям фильтровать? Это зависит о вашего знания отрасли, рынка кандидатов, вашего опыта, как рекрутера. Вот где проявляется реальное искусство рекрутинга.
1 фильтр. Ищите компании, которые находятся «под давлением». Это может быть прессование со стороны налоговой, госадминистрации, суда, рейдеров или конкурентов. Кто угодно. Компании могут быть под угрозой поглощения или слияния, продажи или ликвидации. Люди здесь зачастую в «подвешенном» состоянии, под страхом увольнения или сокращения и намного более рады будут вашему звонку. Читайте деловую прессу и сайты, финансовые новости и вы найдете такие компании в состоянии кризиса и неопределенности. Это хороший момент, чтобы перехватить их лучших менеджеров.
2 фильтр. В компаниях, где существуют ежегодные бонусы по итогам года, раньше его выплаты никто менять работу не будет. Выясните, в каких компаниях и когда его выплачивают и выходите на нужных кандидатов накануне таких выплат. Чтобы было время им «созреть».
3 фильтр. Выясните, из каких компаний пришло большинство ваших действующих сотрудников и сосредоточьтесь на этих источниках.
4 фильтр, географический. Сосредоточьтесь на компаниях, расположенных в ближайших к вам городах. В таком случае выше вероятность согласия на переезд.
После фильтрации компаний переходим к фильтрации кандидатов. Выяснить имена и должности перспективных кандидатов сейчас совершенно недостаточно. Желательно знать профиль каждого кандидата еще до первого вашего разговора. И заранее убедиться, что он хотя бы теоретически соответствует вашим стандартам. В этом вам, конечно, поможет интернет и прежде всего социальные сети.
5 фильтр. По последним местам работы. Исключите кандидатов, которые работали на последнем месте работы менее 2-х лет. Серьезные кандидаты так часто работу не меняют. Оставьте их пока в запасе.
6 фильтр. Отбор по траектории карьеры. Желательно, чтобы она развивалась поступательно вверх и в одной отрасли. Без лишних метаний и странных пробелов в карьере.
7 фильтр. Отбор по компаниям, которые известны хорошим соцпакетом и компенсациями. Исключите кандидатов из таких компаний, если ваша компания не готова предложить им лучшие материальные условия. Не теряйте время.
8 фильтр – по компетенциям. Фильтруйте всех, кто не соответствует нескольким 2-3 ключевым вашим требованиям. Используйте поисковые системы и соцсети для наведения справок о кандидатах. По крайней мере выяснить основное образование и ключевые точки карьеры зачастую возможно. Google и Linkedin в помощь вам.
9 фильтр – по достижениям. Приоритет – тем кандидатам, которые добились признания в своей отрасли, получили какую-то известность, фигурируют в рейтингах, получили отраслевые награды, поощрения, оформили патенты, сделали изобретение, пишут статьи и т.д. и т.п.
10 фильтр. По уровню образования. Приоритет – кандидатам, которые учились в престижных школах и лучших вузах. Для наведения таких справок вам помогут «Одноклассники» и «Вконтакте».
При необходимости вы сами создаете другие фильтры исходя из ваших задач и фантазии.
Итак, Точечный рекрутинг – эффективный и кратчайший путь к лучшим кандидатам. Путь, который позволяет вам концентрироваться сразу на лучших специалистах, по крайней мере начать с них. Если вы грамотно поставите свои фильтры, вы сузите список целевых кандидатов до 5-10-15 наиболее подходящих. Особенно подходит такая техника для проектов Executive Search, при поиске топ-менеджеров.
Конечно, точечный рекрутинг требует высокой квалификации рекрутера и хороших аналитических способностей. Поэтому такую процедуру лучше доверять опытному рекрутеру в опытном, проверенном агентстве.
Вспоминая известную русскую сказку, совсем не нужно целовать всех лягушек подряд, чтобы найти свою суженую. В следующий раз, когда у вас попадется подходящая вакансия, вспомните о «точечном рекрутинге» и фокусируйтесь на лучших!
Кадровое Агентство Кадровый Резерв специализируется на подборе персонала из сфер:
- ТОП менеджмент
- Строительство и недвижимость
- IT, телекоммуникации, SAP
- Промышленность и производство
- Финансы и бухгалтерия
- Банки, инвестиции, страхование
- Продажи
- FMCG, Retail
- Ресторанный бизнес, сфера услуг
- Логистика (закупки, транспорт, склад, ВЭД)
- Маркетинг, реклама, PR, медиа
- Управление персоналом
- Административный персонал
- Юриспруденция