Как организовать режим работы водителей
Нина Ковязиназаместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
Чтобы организовать режим работы водителей, определите периоды, которые входят в их рабочее время и время отдыха. Затем составьте графики работы. Контролируйте, как водители соблюдают режим труда и отдыха, с помощью тахографов.
Особенности режима работы
Порядок режима труда и отдыха водителей установлен в положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Требования к охране труда водителей утверждены приказом Минтруда от 06.02.2018 № 59н. Исключения — водители международных рейсов и те водители, которые работают в вахтовой бригаде. А также водители пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили для оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях. На них требования Положения, утвержденного приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, не распространяются.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 329 ТК, п. 7 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Водителям, которые работают по календарю пятидневной рабочей недели, установите продолжительность ежедневной работы не более восьми часов, а для тех, кто работает по календарю шестидневной рабочей недели, — не более семи часов (абз. 2 п. 7 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Если стандартную продолжительность работы водителям обеспечить нельзя, введите суммированный учет рабочего времени (абз. 1 п. 8 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Например, если грузы или пассажиров водители перевозят между районами и областями на большие расстояния.
Суммированный учет рабочего времени водителей имеет свои особенности:
1. Продолжительность ежедневной работы. По общему правилу рабочий день водителей не должен превышать 10 часов. Исключение — водители, смену которых можно увеличить до 12 часов (п. 10, 11, 12 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
2. Ежедневный (междусменный) отдых. Водителю положен отдых не менее 12 часов между сменами (абз. 2 п. 25 Положения). Время, которое водитель отработал за учетный период сверх нормы, оплачивайте как сверхурочную работу: за первые два часа работы — не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК).
3. Учетный период составляет один месяц. Его можно увеличить до трех месяцев по согласованию с профсоюзом (п. 8, 9 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Во время сезона отпусков в курортной местности учетный период может быть увеличен до шести месяцев (абз. 2 п. 8 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
4. Выходные дни. Дни отдыха при суммированном учете устанавливайте в разные дни недели согласно графикам работы. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца. То есть сотруднику нужно предоставить хотя бы один выходной в каждую из недель (п. 27 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Продолжительность рабочего времени для некоторых водителей можно увеличить до 12 часов. Например, продолжительность рабочего дня водителя можно увеличить, если необходимо доехать до места отдыха при междугородной перевозке. В таком случае работник не должен управлять автомобилем больше девяти часов в течение рабочего дня (п. 12 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Так, увеличенную продолжительность рабочего времени можно предусмотреть для водителей:
• городских автобусов;
• учреждений здравоохранения;
• коммунальных, аварийных, аварийно-спасательных служб;
• органов государственной власти;
• руководителей организаций и др.
Такие правила устанавливает пункт 12 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15.
При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов. В таком случае неделей считают период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, приказ Минтранса от 03.05.2018 № 170).
При этом, если режим рабочего времени и времени отдыха водителя отличается от общего режима, установленного в организации, условие о режиме рабочего времени и времени отдыха нужно отразить в трудовом договоре водителя (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК).
Водителям легковых автомобилей и автомобилей экспедиции и изыскательских партий, занятых в полевых условиях, можно установить ненормированный рабочий день (абз. 1, 2 п. 14 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Рабочее время водителя
Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы водителя не должно превышать девяти часов (п. 12 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). В условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления автомобилем не может превышать восьми часов (п. 16Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
При суммированном учете время управления автомобилем за смену может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов (п. 17 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, приказ Минтранса от 03.05.2018 № 170).
Кроме периодов, когда водитель непосредственно управляет автомобилем, его работа включает время:
• специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
• предрейсового и послерейсового медосмотра, а также периодов, когда водитель следует от рабочего места до места медосмотра и обратно;
• подготовительно-заключительных работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию. А при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в месте стоянки перед началом и после окончания смены;
• стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах, где используют специальные автомобили;
• простоев не по вине водителя;
• охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при междугородных перевозках;
• работ по устранению эксплуатационных неисправностей автомобиля, если не требуется разборка механизмов и др.;
• присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей.
Такие правила закрепляет пункт 15 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15.
Учитывайте, что некоторые периоды засчитывают в рабочее время только частично. Например, время при междугородной перевозке, когда водитель не управляет автомобилем, если в рейсе два водителя, ему засчитывайте в рабочее в размере не менее 50 процентов (п. 22 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Время охраны груза и автомобиля — в размере не менее 30 процентов (п. 21 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
«Как организовать режим работы водителей». Н.З. Ковязина
© Материал из КСС «Система Кадры» — первого онлайн-портала готовых решений для вашей службы персонала.
Подробнее: https://vip.1kadry.ru/#/document/16/64348/bssPhr2/?of=copy-52234f641e
Как организовать режим работы водителей
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
16 августа 2021
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Поделиться ссылкой: