Как организовать режим работы водителей

Как организовать режим работы водителей
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
16 августа 2021
Как организовать режим работы водителей

Нина Ковязиназаместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
Чтобы организовать режим работы водителей, определите периоды, которые входят в их рабочее время и время отдыха. Затем составьте графики работы. Контролируйте, как водители соблюдают режим труда и отдыха, с помощью тахографов.
Особенности режима работы
Порядок режима труда и отдыха водителей установлен в положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Требования к охране труда водителей утверждены приказом Минтруда от 06.02.2018 № 59н. Исключения — водители международных рейсов и те водители, которые работают в вахтовой бригаде. А также водители пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили для оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях. На них требования Положения, утвержденного приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, не распространяются.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 329 ТК, п. 7 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Водителям, которые работают по календарю пятидневной рабочей недели, установите продолжительность ежедневной работы не более восьми часов, а для тех, кто работает по календарю шестидневной рабочей недели, — не более семи часов (абз. 2 п. 7 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Если стандартную продолжительность работы водителям обеспечить нельзя, введите суммированный учет рабочего времени (абз. 1 п. 8 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Например, если грузы или пассажиров водители перевозят между районами и областями на большие расстояния.
Суммированный учет рабочего времени водителей имеет свои особенности:
1. Продолжительность ежедневной работы. По общему правилу рабочий день водителей не должен превышать 10 часов. Исключение — водители, смену которых можно увеличить до 12 часов (п. 10, 11, 12 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
2. Ежедневный (междусменный) отдых. Водителю положен отдых не менее 12 часов между сменами (абз. 2 п. 25 Положения). Время, которое водитель отработал за учетный период сверх нормы, оплачивайте как сверхурочную работу: за первые два часа работы — не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК).
3. Учетный период составляет один месяц. Его можно увеличить до трех месяцев по согласованию с профсоюзом (п. 8, 9 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Во время сезона отпусков в курортной местности учетный период может быть увеличен до шести месяцев (абз. 2 п. 8 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
4. Выходные дни. Дни отдыха при суммированном учете устанавливайте в разные дни недели согласно графикам работы. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца. То есть сотруднику нужно предоставить хотя бы один выходной в каждую из недель (п. 27 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Продолжительность рабочего времени для некоторых водителей можно увеличить до 12 часов. Например, продолжительность рабочего дня водителя можно увеличить, если необходимо доехать до места отдыха при междугородной перевозке. В таком случае работник не должен управлять автомобилем больше девяти часов в течение рабочего дня (п. 12 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Так, увеличенную продолжительность рабочего времени можно предусмотреть для водителей:
• городских автобусов;
• учреждений здравоохранения;
• коммунальных, аварийных, аварийно-спасательных служб;
• органов государственной власти;
• руководителей организаций и др.
Такие правила устанавливает пункт 12 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15.
При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов. В таком случае неделей считают период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, приказ Минтранса от 03.05.2018 № 170).
При этом, если режим рабочего времени и времени отдыха водителя отличается от общего режима, установленного в организации, условие о режиме рабочего времени и времени отдыха нужно отразить в трудовом договоре водителя (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК).
Водителям легковых автомобилей и автомобилей экспедиции и изыскательских партий, занятых в полевых условиях, можно установить ненормированный рабочий день (абз. 1, 2 п. 14 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Рабочее время водителя
Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы водителя не должно превышать девяти часов (п. 12 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). В условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления автомобилем не может превышать восьми часов (п. 16Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
При суммированном учете время управления автомобилем за смену может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов (п. 17 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, приказ Минтранса от 03.05.2018 № 170).
Кроме периодов, когда водитель непосредственно управляет автомобилем, его работа включает время:
• специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
• предрейсового и послерейсового медосмотра, а также периодов, когда водитель следует от рабочего места до места медосмотра и обратно;
• подготовительно-заключительных работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию. А при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в месте стоянки перед началом и после окончания смены;
• стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах, где используют специальные автомобили;
• простоев не по вине водителя;
• охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при междугородных перевозках;
• работ по устранению эксплуатационных неисправностей автомобиля, если не требуется разборка механизмов и др.;
• присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей.
Такие правила закрепляет пункт 15 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15.
Учитывайте, что некоторые периоды засчитывают в рабочее время только частично. Например, время при междугородной перевозке, когда водитель не управляет автомобилем, если в рейсе два водителя, ему засчитывайте в рабочее в размере не менее 50 процентов (п. 22 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Время охраны груза и автомобиля — в размере не менее 30 процентов (п. 21 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).



«Как организовать режим работы водителей». Н.З. Ковязина
© Материал из КСС «Система Кадры» — первого онлайн-портала готовых решений для вашей службы персонала.
Подробнее: https://vip.1kadry.ru/#/document/16/64348/bssPhr2/?of=copy-52234f641e
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.