Подготовка к прохождению собеседования

Подготовка к прохождению собеседования: телефонный разговор с представителем компании-работодателя, определение даты и времени собеседования, психологический настрой, внешний вид

Если Вам позвонили от потенциального работодателя, можно считать, что первый этап поиска работы удачно заканчивается и теперь необходимо грамотно провести телефонный разговор, продумать до мелочей свой внешний вид для встречи с работодателем и психологически настроиться на успешное собеседование.

Телефонное интервью

Телефонный звонок может заменить письменное обращение в тех случаях, когда важно заявить о себе как можно раньше. Наиболее типичными являются следующие ситуации:

üобъявление с приглашением на работу - предполагает обращение по указанным в нем телефонам;

üВы узнали о “горящей” вакансии благодаря своим связям;

üкто-то из знакомых лично рекомендовал Вас работодателю, который заинтересовался и выразил желание, чтобы Вы обратились к нему по телефону.

Личное обращение, в том числе и по телефону, дает значительные преимущества, позволяя расположить к себе, заинтересовать собеседника, мгновенно прореагировать на его отношение к тому или иному моменту разговора.

Цели телефонного разговора:

üполучить предварительное впечатление о компании

üуточнить интересующую информацию

üпровести самопрезентацию

üглавная цель – получить приглашение на личное собеседование

Телефонный разговор требует определенных качеств, таких как способность принимать быстрые решения, умение привлечь и удержать внимание собеседника, быстрота реакции.

Чтобы ничего не упустить во время телефонного разговора, его необходимо проводить по определенному плану.

Примерная структура телефонного разговора:

§Поприветствовать собеседника (прежде чем звонить, тщательно проверьте, как зовут вашего собеседника, недопустимо ошибиться в произношении или ударении)

§Представиться

§Уточнить имя и должность представителя работодателя

§Убедиться, что у собеседника есть время для общения

§Объяснить причину обращения

§Если у собеседника возникли вопросы, ответить на них (не стоит забывать, что разговор – не монолог, а диалог: не старайтесь проговорить на одном дыхании заранее заученный текст, будет обидно, если, произнеся без запинки подготовленный текст, вы не сумеете ответить на простейший заданный вам вопрос)

§Задать интересующие Вас вопросы (узнать о предполагаемой работе)

§Обговорить дату, время и место встречи

§Поблагодарить за проявленное внимание

§Еще раз подтвердить информацию о встрече

§Уточнить более удобный способ связи

§Сообщить свои контакты

  • Попрощаться

Психологи советуют кандидатам перед телефонным звонком одеться в привычном деловом стиле, поскольку считают, что внешний вид человека отражается на его внутреннем состоянии, собранности и т.п. На голос оказывает влияние и то, в какой позе человек сидит или стоит, поэтому следует держаться прямо. Не рекомендуется курить или жевать, это ощущается собеседником на слух.

Во время телефонного разговора обеспечивается лишь ограниченная обратная связь: не видно выражения лица собеседника, его жестов и мимики, поэтому, реагируя на его высказывания, надо стараться быть вежливым и аккуратным, чтобы не попасть впросак.

Правила поведения во время телефонного интервью

•Звонок работодателя может застать врасплох, в этом случае следует уточнить контактный телефон и самому перезвонить в удобное для работодателя время

•Звонить лучше в будни в период с 10.00-12.00 и с 15.00-17.00 (если не указано другое время)

•Заранее подготовить всю необходимую информацию (резюме, рекомендательные письма, документы об образовании, трудовую книжку/копию, информацию о компании работодателе, календарь с планами на ближайшее время)

•Подготовить список интересующих вопросов

•Быть готовым ответить на общие (задаются кандидатам любых профессий - образование, опыт работы, мотивация, зарплатные ожидания и соцпакет и др.) и специальные (задаются кандидатам определенных профессий) квалификационные вопросы работодателя

•Принятие решения о прохождении собеседования: согласие / пауза / отказ

Заполнение анкеты и других форм

Перед проведением собеседования Вам могут предложить заполнить анкету или какую-либо другую форму. Для чего работодатель просит Вас заполнить анкету, если у него уже есть Ваше резюме?

  • Анкета является хорошей основой для проведения интервью
  • В анкете предлагаются только те вопросы, которые интересуют работодателя, т.е. представлена вся необходимая и достаточная информация
  • Анкета структурирована, поэтому работодателю легче найти интересующую его информацию
  • Анкеты нескольких претендентов на одну вакансию проще сравнивать между собой, чем их резюме
  • Важно то, как кандидат заполняет анкету: аккуратно, подробно, небрежно, с грамматическими ошибками и пр.
  • Отказ от заполнения анкеты может быть косвенным показателем низкой степени заинтересованности кандидата в предлагаемой работе и/или его высокой конфликтности

Не стоит возмущаться, если Вас не предупредили об этом заранее. Помните, что в любой нестандартной ситуации следует вести себя сдержанно и корректно.

Несколько советов по заполнению анкеты:

1. Внимательно прочитайте указание по правильному заполнению анкеты

2.Внимательно прочитайте всю анкету целиком прежде, чем Вы начнете отвечать на вопросы

3.Не торопитесь при заполнении анкеты, старайтесь не допускать ошибок

4.Будьте готовы к тому, что в анкету могут быть включены тестовые элементы

5.Если есть возможность заполнить анкету дома, то:

  • При заполнении формы в интернете, сделайте себе копию, которую возьмете с собой на собеседование
  • При заполнении анкеты на бумажном носителе, сделайте ксерокопию чистой формы, а затем – ксерокопию заполненной формы для подготовки к собеседованию

Внешний вид

Часто кандидаты не думают о своем внешнем виде, забывая, что нельзя дважды произвести первое впечатление. Собираясь на встречу с будущим работодателем продумайте до мелочей свой имидж успешного кандидата.

Основные составляющие имиджа

Вид имиджа Комментарии Примеры

1. Габитарный имидж

Все, что связано с внешним видом

Запах (парфюм), физическая конституция, цвет, одежда, аксессуары

2. Кинетический имидж

Все, что связано с движением

Осанка, походка, жест, движение

3. Вербальный имидж

Вокальный

Темп, диапазон тонирования, дикция, тембр голоса

Речевой

Содержание, логичность, актуальность, аргументированность, эмоциональность

4. Овеществленный имидж

То, что произведено своими руками, результат деятельности

Статья, документ, книга, стихи, картина, и т.д.

5. Средовой имидж

Все, что окружает человека

Машина, квартира, семья, место работы, отдыха, друзья, коллеги

6. Ментальный имидж

Коммуникативный

Желание и умение общаться, знание правил этикета и навык их использования

Нравственный (деятельный, поведенческий)

То, что человек о себе говорит, и то, что реально делает (сторонник здорового образа жизни не может быть курильщиком, а любитель меховых изделий – членом Гринпис)

Перед собеседованием необходимо уточнить требования к дресс-коду:

  • По информации на корпоративном сайте
  • По принадлежности к определенной сфере (банк, IT-компания, образовательное учреждение)
  • По специфике должности (топ-менеджер, системный администратор, повар, охранник)
  • Можно узнать в телефонном разговоре с представителем работодателя

В любом случае одежда и обувь должны быть аккуратными, удобными; они не должна быть вызывающей и отвлекать от цели встречи: яркой, с большими декольте и разрезами, со стразами и яркими вышивками, головные уборы и т.п.

Прическа, макияж, маникюр – неяркие, неброские (если Вы не устраиваетесь на должность, предполагающую наличие яркости)

Необходимо помнить, что аксессуары всегда говорят о своем хозяине: сумки, украшения, часы, телефон, ежедневники, ручки и др

Психологический настрой

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости правильного психологического настроя в любом деле.

Несколько рекомендаций для снятия стресса:

  • Рассматривайте собеседования как житейский тренинг, попытайтесь сформировать по отношению к собеседованиям психологическую установку «я исследователь».
  • Старайтесь, чтобы в этот день у Вас не было других собеседований или серьезных дел, и Вы могли хорошо подготовиться и настроиться на встречу.
  • Посещайте по возможности максимальное количество собеседований для обретения опыта поведения и самопрезентации.
  • Тщательно готовьтесь к собеседованию (внешний вид, аксессуары, презентация: «Почему я самый лучший кандидат на вакансию»)
  • Перед собеседованием постарайтесь выспаться, не наедаться, возьмите с собой бутылочку воды - все это обеспечит вам хорошее самочувствие и настроение
  • Научитесь управлять своим состоянием, регулируя физиологические процессы. Существует известная психологическая формула: «Мы радуемся, потому что смеемся, и огорчаемся, потому что плачем, а не наоборот».
  • Применяйте известные вам приемы для снятия стресса, например ритмичное дыхание.
  • Не рекомендуется курить или употреблять алкоголь и другие стимуляторы, они могут дать реакцию заторможенности или излишней активности
  • Воспринимайте менеджера по подбору персонала как партнера - любой рекрутер мечтает о хорошем кандидате.
  • Прислушайтесь к себе - может быть, у Вас возникает неуверенность, поскольку Вы подсознательно чувствуете, что данное место не для Вас, и тревога предупреждает вас об этом.
  • Ответьте себе на вопрос: «Что произойдет, если собеседование закончится не так, как я предполагаю?» и поймете, что никакой катастрофы в этом нет.
  • После каждого собеседования анализируйте итоги и старайтесь понять, что можно изменить в следующий раз.

Многие соискатели терпят неудачи из-за своего страха, он обладает очень мощной энергией. Настройте себя на то, что чем больше отказов Вы получите, тем быстрее трудоустроитесь (если будете после каждого раза делать правильные выводы).