Подготовка к прохождению собеседования
Подготовка к прохождению собеседования: телефонный разговор с представителем компании-работодателя, определение даты и времени собеседования, психологический настрой, внешний вид
Если Вам позвонили от потенциального работодателя, можно считать, что первый этап поиска работы удачно заканчивается и теперь необходимо грамотно провести телефонный разговор, продумать до мелочей свой внешний вид для встречи с работодателем и психологически настроиться на успешное собеседование.
Телефонное интервью
Телефонный звонок может заменить письменное обращение в тех случаях, когда важно заявить о себе как можно раньше. Наиболее типичными являются следующие ситуации:
üобъявление с приглашением на работу - предполагает обращение по указанным в нем телефонам;
üВы узнали о “горящей” вакансии благодаря своим связям;
üкто-то из знакомых лично рекомендовал Вас работодателю, который заинтересовался и выразил желание, чтобы Вы обратились к нему по телефону.
Личное обращение, в том числе и по телефону, дает значительные преимущества, позволяя расположить к себе, заинтересовать собеседника, мгновенно прореагировать на его отношение к тому или иному моменту разговора.
Цели телефонного разговора:
üполучить предварительное впечатление о компании
üуточнить интересующую информацию
üпровести самопрезентацию
üглавная цель – получить приглашение на личное собеседование
Телефонный разговор требует определенных качеств, таких как способность принимать быстрые решения, умение привлечь и удержать внимание собеседника, быстрота реакции.
Чтобы ничего не упустить во время телефонного разговора, его необходимо проводить по определенному плану.
Примерная структура телефонного разговора:
§Поприветствовать собеседника (прежде чем звонить, тщательно проверьте, как зовут вашего собеседника, недопустимо ошибиться в произношении или ударении)
§Представиться
§Уточнить имя и должность представителя работодателя
§Убедиться, что у собеседника есть время для общения
§Объяснить причину обращения
§Если у собеседника возникли вопросы, ответить на них (не стоит забывать, что разговор – не монолог, а диалог: не старайтесь проговорить на одном дыхании заранее заученный текст, будет обидно, если, произнеся без запинки подготовленный текст, вы не сумеете ответить на простейший заданный вам вопрос)
§Задать интересующие Вас вопросы (узнать о предполагаемой работе)
§Обговорить дату, время и место встречи
§Поблагодарить за проявленное внимание
§Еще раз подтвердить информацию о встрече
§Уточнить более удобный способ связи
§Сообщить свои контакты
- Попрощаться
Психологи советуют кандидатам перед телефонным звонком одеться в привычном деловом стиле, поскольку считают, что внешний вид человека отражается на его внутреннем состоянии, собранности и т.п. На голос оказывает влияние и то, в какой позе человек сидит или стоит, поэтому следует держаться прямо. Не рекомендуется курить или жевать, это ощущается собеседником на слух.
Во время телефонного разговора обеспечивается лишь ограниченная обратная связь: не видно выражения лица собеседника, его жестов и мимики, поэтому, реагируя на его высказывания, надо стараться быть вежливым и аккуратным, чтобы не попасть впросак.
Правила поведения во время телефонного интервью
•Звонок работодателя может застать врасплох, в этом случае следует уточнить контактный телефон и самому перезвонить в удобное для работодателя время
•Звонить лучше в будни в период с 10.00-12.00 и с 15.00-17.00 (если не указано другое время)
•Заранее подготовить всю необходимую информацию (резюме, рекомендательные письма, документы об образовании, трудовую книжку/копию, информацию о компании работодателе, календарь с планами на ближайшее время)
•Подготовить список интересующих вопросов
•Быть готовым ответить на общие (задаются кандидатам любых профессий - образование, опыт работы, мотивация, зарплатные ожидания и соцпакет и др.) и специальные (задаются кандидатам определенных профессий) квалификационные вопросы работодателя
•Принятие решения о прохождении собеседования: согласие / пауза / отказ
Заполнение анкеты и других форм
Перед проведением собеседования Вам могут предложить заполнить анкету или какую-либо другую форму. Для чего работодатель просит Вас заполнить анкету, если у него уже есть Ваше резюме?
- Анкета является хорошей основой для проведения интервью
- В анкете предлагаются только те вопросы, которые интересуют работодателя, т.е. представлена вся необходимая и достаточная информация
- Анкета структурирована, поэтому работодателю легче найти интересующую его информацию
- Анкеты нескольких претендентов на одну вакансию проще сравнивать между собой, чем их резюме
- Важно то, как кандидат заполняет анкету: аккуратно, подробно, небрежно, с грамматическими ошибками и пр.
- Отказ от заполнения анкеты может быть косвенным показателем низкой степени заинтересованности кандидата в предлагаемой работе и/или его высокой конфликтности
Не стоит возмущаться, если Вас не предупредили об этом заранее. Помните, что в любой нестандартной ситуации следует вести себя сдержанно и корректно.
Несколько советов по заполнению анкеты:
1. Внимательно прочитайте указание по правильному заполнению анкеты
2.Внимательно прочитайте всю анкету целиком прежде, чем Вы начнете отвечать на вопросы
3.Не торопитесь при заполнении анкеты, старайтесь не допускать ошибок
4.Будьте готовы к тому, что в анкету могут быть включены тестовые элементы
5.Если есть возможность заполнить анкету дома, то:
- При заполнении формы в интернете, сделайте себе копию, которую возьмете с собой на собеседование
- При заполнении анкеты на бумажном носителе, сделайте ксерокопию чистой формы, а затем – ксерокопию заполненной формы для подготовки к собеседованию
Внешний вид
Часто кандидаты не думают о своем внешнем виде, забывая, что нельзя дважды произвести первое впечатление. Собираясь на встречу с будущим работодателем продумайте до мелочей свой имидж успешного кандидата.
Основные составляющие имиджа
Вид имиджа | Комментарии | Примеры |
---|---|---|
1. Габитарный имидж |
Все, что связано с внешним видом |
Запах (парфюм), физическая конституция, цвет, одежда, аксессуары |
2. Кинетический имидж |
Все, что связано с движением |
Осанка, походка, жест, движение |
3. Вербальный имидж |
Вокальный |
Темп, диапазон тонирования, дикция, тембр голоса |
Речевой |
Содержание, логичность, актуальность, аргументированность, эмоциональность |
|
4. Овеществленный имидж |
То, что произведено своими руками, результат деятельности |
Статья, документ, книга, стихи, картина, и т.д. |
5. Средовой имидж |
Все, что окружает человека |
Машина, квартира, семья, место работы, отдыха, друзья, коллеги |
6. Ментальный имидж |
Коммуникативный |
Желание и умение общаться, знание правил этикета и навык их использования |
Нравственный (деятельный, поведенческий) |
То, что человек о себе говорит, и то, что реально делает (сторонник здорового образа жизни не может быть курильщиком, а любитель меховых изделий – членом Гринпис) |
Перед собеседованием необходимо уточнить требования к дресс-коду:
- По информации на корпоративном сайте
- По принадлежности к определенной сфере (банк, IT-компания, образовательное учреждение)
- По специфике должности (топ-менеджер, системный администратор, повар, охранник)
- Можно узнать в телефонном разговоре с представителем работодателя
В любом случае одежда и обувь должны быть аккуратными, удобными; они не должна быть вызывающей и отвлекать от цели встречи: яркой, с большими декольте и разрезами, со стразами и яркими вышивками, головные уборы и т.п.
Прическа, макияж, маникюр – неяркие, неброские (если Вы не устраиваетесь на должность, предполагающую наличие яркости)
Необходимо помнить, что аксессуары всегда говорят о своем хозяине: сумки, украшения, часы, телефон, ежедневники, ручки и др
Психологический настрой
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости правильного психологического настроя в любом деле.
Несколько рекомендаций для снятия стресса:
- Рассматривайте собеседования как житейский тренинг, попытайтесь сформировать по отношению к собеседованиям психологическую установку «я исследователь».
- Старайтесь, чтобы в этот день у Вас не было других собеседований или серьезных дел, и Вы могли хорошо подготовиться и настроиться на встречу.
- Посещайте по возможности максимальное количество собеседований для обретения опыта поведения и самопрезентации.
- Тщательно готовьтесь к собеседованию (внешний вид, аксессуары, презентация: «Почему я самый лучший кандидат на вакансию»)
- Перед собеседованием постарайтесь выспаться, не наедаться, возьмите с собой бутылочку воды - все это обеспечит вам хорошее самочувствие и настроение
- Научитесь управлять своим состоянием, регулируя физиологические процессы. Существует известная психологическая формула: «Мы радуемся, потому что смеемся, и огорчаемся, потому что плачем, а не наоборот».
- Применяйте известные вам приемы для снятия стресса, например ритмичное дыхание.
- Не рекомендуется курить или употреблять алкоголь и другие стимуляторы, они могут дать реакцию заторможенности или излишней активности
- Воспринимайте менеджера по подбору персонала как партнера - любой рекрутер мечтает о хорошем кандидате.
- Прислушайтесь к себе - может быть, у Вас возникает неуверенность, поскольку Вы подсознательно чувствуете, что данное место не для Вас, и тревога предупреждает вас об этом.
- Ответьте себе на вопрос: «Что произойдет, если собеседование закончится не так, как я предполагаю?» и поймете, что никакой катастрофы в этом нет.
- После каждого собеседования анализируйте итоги и старайтесь понять, что можно изменить в следующий раз.
Многие соискатели терпят неудачи из-за своего страха, он обладает очень мощной энергией. Настройте себя на то, что чем больше отказов Вы получите, тем быстрее трудоустроитесь (если будете после каждого раза делать правильные выводы).